Представьте ситуацию в магазине: взяли товар с полки по одной цене, но на кассе продавец пробил по другой — выше той, что на ценнике. Случай не редкий. Зачастую потребитель не замечает различий в стоимости, а если замечает, то предпочитает заплатить больше, чем разбираться, особенно если разница составляет пару рублей. Многие не знают, как поступить.
На заметку! Недостоверная информация от продавца считается обманом покупателя. У каждого есть право потребовать товар по цене, прописанной в ценнике.
В статье 10 пункте 1 ФЗ «О защите прав потребителей» сказано, что в обязанность продавца входит предоставление покупателю полной и правдивой информации о товаре. И дополняется, что цена товара — важный показатель.
Ценник — это условие предоставления товара, с которым должен согласиться покупатель. Продавец в свою очередь обязан соблюдать предложенные им условия и продать по прописанной цене. При этом аргументы, такие как “забыли или не успели поменять ценники”, “перепутали товары”, “акция закончилась” и другие — не являются оправданием нарушения закона.
Покупатель вправе требовать, чтобы стоимость товара была рассчитана по ценнику. Если уже расплатились, то продавец обязан вернуть разницу. Пример: купили вещь за 1400 руб. (по ценнику), с вас высчитали 1450 руб. — продавец должен доплатить 50 руб. разницы.
Что делать, если вам отказали продать товар по ценнику?
Самое первое — позовите администратора магазина и объясните ему проблему (нарушение закона, отказ продать по указанной цене). Скорее всего он начнет говорить о причинах несовпадения цены, которые отметили ранее. Всё равно потребуйте продать товар по цене, заявленной на ценнике.
Представим, что и администратор также отказался выполнять требование закона, тогда действуем по-другому.
Способ 1. Напишите о своей проблеме в “Книге отзывов и предложений”. Обязательно укажите время и дату записи, информацию о цене с чека и на ценнике, оставьте контактные данные. Если нужен письменный ответ от магазина, то дайте им дополнительно свои контакты. В течение 5 дней с момента написания жалобы представители магазина обязаны дать ответ. На устранение проблемы также дается 5 дней, максимум срок продлевается на 15 суток.
Помните! Согласно статье 14.15 КоАП вам обязаны предоставить книгу жалоб, иначе магазину грозит штраф до 30 тыс. руб. Такая книга есть в любом, даже самом маленьком магазине.
Сфотографируйте ценник и не теряйте чек на товар — это доказательства нарушения закона со стороны продавца.
Способ 2. Напишите претензию руководству магазина. В ней потребуйте одно из двух:
- Вернуть разницу цены товара между ценником и чеком (статья 1102 ГК РФ).
- Вернуть деньги за товар (если заметили разницу только после покупки) с одновременным возвратом товара продавцу. Закон гласит: если продавец не предоставил достоверные и полные сведения о товаре, то потребитель может потребовать возместить убытки или вернуть товар и получить деньги обратно.
Способ 3. Если покупатель не добился понимания со стороны продавца, и компромисс не найден, то следует обратиться в суд, администрацию, Роспотребнадзор (пожаловаться на нарушение правил продажи товаров).
Запомните, что платить больше, чем продавец указал в ценнике, покупатель не обязан (при любой разнице). Поэтому стоит использовать все возможности, чтобы добиться справедливости и наказать недобросовестного продавца, если он не идет на уступки. Зачастую магазину выгоднее удовлетворить требования покупателя и вернуть разницу, чтобы избежать штрафов и проверок.