Как избавиться от назойливых спамеров
Едва ли не каждый знаком с ситуацией: поступает звонок с незнакомого номера, поднимаете трубку и слышите индивидуальное предложение «супер выгодной» кредитной карты, или леденящий голос робота-оператора, информирующий о действующих персональных акциях на товары, или же немое молчание на том конце телефона. Все это оказывает давление на человека, особенно, когда звонки поступают, чуть ли не ежедневно. Уберечь свою психику от спамерских атак вполне реально.
С какой целью названивают?
Давайте разберемся по порядку что же такое спам. Конечная цель любого такого звонка – это не просто предложение товара, услуги или продукта, а в буквальном смысле его навязывание. И это может быть, что угодно: от услуг сотовой связи или интернета, до потребительских кредитов или «бесплатных» медицинских процедур. Однако в последнее время персональной информацией граждан стали пользоваться мошенники, вымогающие доступ к картам и счетам для воровства денег. Эти звонки также можно отнести к спаму, поскольку их волна захлестнула всю страну, а от искусных методов обмана с каждым днем страдает все больше людей.
Принципы работы у всех спамеров различны. Есть такие, кто звонят и сразу же сбрасывают вызов. Такая схема рассчитана на то, чтобы человек перезвонил. Вы может решить, что Вам звонили по какому-то важному вопросу и перезваниваете сами, а в итоге с баланса телефона списывается до нескольких сотен рублей, если не тысяч. Но случается и так, что после ответа на звонок на том конце слышится только немое молчание. Это тоже специальная технология спамеров: так проходит проверка активности телефонного номера перед продажей базы персональных данных.
Отдельные спамеры применяют более современные и изощренные методы мошенничества, используя искусственный интеллект в этих целях. Иногда даже в ход идут специальные программы для совершения звонков. Робот-оператор может представиться собеседнику, поддерживать диалог, прорекламировать услуги или товары и даже перевести разговор на живого специалиста, если это необходимо. За счет этого, назойливым спамерам удается неплохо экономить.
Позиция закона по этому поводу
Порядок и способы информирования потенциальных покупателей и клиентов регламентируется нормами ФЗ «О персональных данных» и ФЗ «О рекламе». Предложения о товарах и услугах или информировании о рекламе посредством телефонных звонков должно происходить только после получения согласия от гражданина на обработку и использование его персональных контактных данных.
Практически никогда у спамеров нет согласия на обзвон с целью рекламы, да и доказать факт его получения мошенники вряд ли смогут. В исключительных случаях таким правом обладают организации, клиентом которых вы являетесь. Например, если вы пользуетесь услугами банка, оператора мобильной связи и прочих. Подписывая любой договор с организацией, Вам наверняка предложили поставить галочку в заявлении, разрешающим обрабатывать и использовать Ваши персональные данные. Естественно, не акцентируя на этом внимание, или с формулировкой «это необходимо!». В таком случае, возмущаться уже бесполезно.
Как правильно отвечать на надоедливые звонки
Ругань, крики и угрозы в ответ однозначно не дадут результата. Игнорировать звонки или добавлять контакт в черный список тоже бесполезно. Вернее, блокировка временно решит проблему, но до тех пор, пока звонить не начнут с другого номера. Все это может продолжаться без конца, поэтому рекомендуется выстроить диалог следующим образом:
- Задайте вопрос о том, откуда Ваш номер у спамера. Наиболее вероятно, что в ответ вы услышите небылицы о том, что Вы сами оставили свои контакты в каком-либо магазине;
- Оповестите звонящего о том, что Вы не давали согласие на обработку своих данных и не разрешали звонить с рекламными предложениями;
- Требуйте удаления Вашего телефона из базы, опираясь на закон, и пригрозите мерами ответственности за его нарушение в случае повторного неправомерного использования ваших данных.
Эксперты утверждают, что на этом беспокойство прекратится, при этом возможно уменьшится количество звонков и с посторонних номеров.
Другие альтернативы решения проблемы
Если Вас беспокоит более-менее известная компания, то у Вас есть возможность подстраховаться. Отыщите бренд в социальных сетях и напишите о своей проблеме, попросите удалить Ваши данные из базы и возможно, компания поступит лояльно и пойдет навстречу, боясь за свою репутацию.
Также можно установить на телефон приложение, определяющее информацию о звонящем или вовсе блокирует вызов. Наиболее эффективные программы, идентифицирующие данные о спамерах, предлагают сервисы Kaspersky Who Calls и TrueCaller. Эти программы и другие аналоги широко представлены в Google Play и AppStore.
Если у Вас есть свободное время и желание помочь другим, можете оставить свой отзыв на специализированных сайтах, собирающих информацию о мошенниках и телефонных номерах, которые им принадлежат. Один из таких сайтов neberitrubku.ru.
Куда писать жалобу, если все варианты не сработали
Существуют государственные учреждения, занимающиеся вопросами данного рода:
- Роскомнадзор;
- ФАС.
Обращаясь с заявлением в Роскомнадзор, укажите, что сообщаете о факте нарушения ФЗ «О персональных данных», а если в ФАС, то о нарушении ФЗ «О рекламе». В заявлении опишите подробно:
- дату звонков;
- наименование компании;
- предлагаемые услуги;
- номер(а), с которых поступали звонки;
- укажите Ваше Ф.И.О.;
- дату заявления;
- поставьте подпись.
Лучше всего доказать нарушение поможет детализация звонков или записанный на диктофон разговор. Все это можно приложить к жалобе. Направьте просьбу о принятии мер в отношении организации, беспокоящей Вас спамом, которой Вы не давали согласие на то, чтобы получать рекламу. Заявления в оба ведомства принимаются как в электронном, так и в бумажном виде. Иногда к письму требуется копия документа, подтверждающего личность.
Если Вас по-прежнему продолжат тревожить звонками, то сообщите о том, что оставили жалобу на спамеров. К ним будут применены штрафные санкции:
- до 75 тысяч руб. за использование данных, не имея на это согласия гражданина;
- до 200 тысяч руб. за базу персональных данных, приобретенную незаконным путем.
В отдельных случаях, за несанкционированный доступ к компьютерной информации, находящейся под охраной закона, грозит уголовная ответственность в соответствии со ст.272 УК РФ.
Отправить нам жалобу на спам в наш комитет, Вы можете по форме ниже: